«    2015    »
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь




01 октября 2012

Непрерывное совершенствование - основа успеха.

Непрерывное совершенствование - основа успеха.
 
На российском рынке производителей гидравлических забойных двигателей (ГЗД), насосного оборудования и другого бурового инструмента ООО «ВНИИБТ-Буровой инструмент» - заметный игрок с богатой историей. О достижениях и работе предприятия сегодня нам рассказывает его Управляющий директор Дмитрий Хлебников.
 
Дмитрий, расскажите, пожалуйста, коротко о «ВНИИБТ-Буровой инструмент» - какие позиции предприятие занимает сегодня на рынке, каковы его достижения?
 
Д.Хлебников: ООО «ВНИИБТ-Буровой инструмент» было создано в 2003 году на базе Пермского филиалаВсесоюзного научно-исследовательского института Буровой техники, образованного в 1963 году,  и имеет богатейшую историю. Именно специалистами «ВНИИБТ» впервые в мире был изобретён и испытан винтовой забойный двигатель (ВЗД), в котором в качестве рабочих органов был использован многозаходный винтовой героторный механизм. Также с помощью редукторных турбобуров производства «ВНИИБТ» была пробурена сверхглубокая Кольская скважина (более 12 000 метров).
Сегодня ООО «ВНИИБТ-Буровой инструмент» – это динамично развивающаяся компания, в которой эффективно сочетаются многолетний опыт и талантливые молодые кадры, полные желания внести свой вклад в развитие предприятия.
У нас есть заводы в Перми, Котово (Волгоградская область), Павловске (Пермский край), и, конечно, НПО «Буровая техника», которое расположено в Москве. За последние три года мы потратили около $30 млн. на переоснащение станочного парка и инфраструктуры заводов. Наша продукция изготавливается на первоклассных обрабатывающих центрах производства «Weingartner» (Австрия) и «YAMAZAKI MAZAK» (Япония), что обеспечивает высокое качество, а также повышает технологические возможности производства.
В зависимости от геологического разреза скважины, типа применяемого долота и оборудования буровой установки, «ВНИИБТ-Буровой инструмент» предлагает заказчикам различные типы гидравлических забойных двигателей (ГЗД): винтовые забойные двигатели, турбобуры или редукторные турбобуры собственной разработки и производства. На сегодняшний день, по нашим оценкам, «ВНИИБТ-БИ» принадлежит порядка 30% российского рынка производства ВЗД, что является очень серьезным показателем!
Кроме того, мы производим насосное оборудование, оборудование для ремонта и испытаний ГЗД, оказываем услуги по аренде и сервисному обслуживанию бурового инструмента, отбору керна и т.д.
 
- Кто основные потребители этой продукции?
 
Д.Хлебников: Нашими клиентами являются крупные российские и зарубежные нефтегазовые и сервисные компании. Среди них, например, ОАО «Татнефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ООО «Буровая компания «Евразия», ОАО «Газпром нефть», ОАО «НК «Роснефть», ЗАО «Сибирская Сервисная Компания», «Белоруснефть» (Беларусь), ОАО «Укрнафта» (Украина), Well Enhancement Services LLC (США), Сычуань Цзинши (Китай) и многие другие.
 
- Каким образом компании удается удерживать свои позиции на рынке, повышать свою конкурентоспособность и эффективность?
 
Д.Хлебников: Современные тенденции на нефтесервисном рынке бурового инструмента четко показывает ориентацию заказчика на приобретение сервисных услуг – покупается час циркуляции в скважине, скважино-операции, метры проходки и т.д. И с этой точки зрения вопросы совершенствования и повышения качества нашей продукции становятся очень актуальными. В частности, очень важна надежность и долговечность работы двигателя и его основных узлов. 
Для решения этих задач мы активно работаем над такими вопросами, как поиск и применение современных материалов с высокими физико-механическими свойствами, повышением несущей способности трансмиссии, передающей крутящий момент и осевую нагрузку от двигательной секции к шпинделю, повышение грузоподъемности и ресурса работы опорных элементов: осевых подшипников и радиальных опор, внедрение новых перспективных технологий в производстве и т.д.
С другой стороны, компании-производители долот постоянно совершенствуют свою продукцию, повышая тем самым разрушительные способности долот режущего типа, увеличивая механические скорости бурения и т.д. Вследствие этого нагрузки на ГЗД кратно возрастают. Для решения этой задачи была проведена большая научно-исследовательская работа, итогом которой стало производство секций рабочих органов винтовых забойных двигателей с инновационной геометрией зацепления «ротор-статор» с минимальными потерями и высокими энергетическими параметрами.
Используя новый подход к расчету геометрии зацепления «ротор-статор», в этом году спроектированы и изготовлены секции рабочих органов в габарите 95, 120, 172, 240 мм. В настоящее время секции направлены на промысловые испытания в составе модернизированных двигателей ДР4-95С, ДР3-120С, ДГР-240М. Испытания новых двигателей ДГР-172 были начаты в конце 2011 года и успешно завершены в первом квартале этого года.
С помощью научно-исследовательской, проектно-конструкторской и технологической базы предприятия в сочетании с уникальными производственными мощностями мы производим продукцию на уровне лучших мировых аналогов. Работы по совершенствованию конструкции ГЗД поддерживают высокий уровень потребительских свойств наших изделий, полностью отвечающий современной технологии бурения. Вообще, непрерывное совершенствование в производстве, как и в любом другом деле, – это всегда основа успеха.
Конечно, все вышесказанное касается технической составляющей нашего бизнеса. Стоит добавить к этому, что ООО «ВНИИБТ-буровой инструмент», входящее в Группу компаний «Интегра», обладает значительным преимуществом перед конкурентами – возможностью тесного взаимодействия с предприятиями внутри Группы. Так, мы работаем с буровой компанией ООО «Интегра-Бурение» (осуществляет бурение практически на всей территории РФ), компанией по сопровождению наклонно-направленного бурения ООО «Смит Сайбириан Сервисиз», крупнейшим игроком на рынке капитального ремонта скважин в Западной Сибири - ЗАО «Обьнефтеремонт». Все это позволяет нам в оперативном режиме получать информацию «из первых рук» об основных тенденциях и направлениях технологий бурения и строительства скважин.
Также это позволяет нам проводить опытно – промысловые испытания  нашей продукции и получать результаты непосредственно во время проведения буровых работ. В итоге мы способны оперативно вносить усовершенствования в контракцию наших двигателей.
 
- Вы упомянули успешные промысловые испытания вашей продукции. В чем конкретно выразился успех?
 
Д.Хлебников: Поясню на примере. Одним из наших крупных заказчиков ставилась задача пробурить одним двигателем две скважины на месторождении в Томской области. Отдаленность месторождения и только вертолетная доставка оборудования диктует необходимость использования оборудования с длительным интервалом между техническим обслуживанием.
По результатам испытаний ВЗД ДГР-172.7/8.56 без промежуточного технического обслуживания отработал около 200 часов на трех скважинах. При этом средняя механическая скорость за весь интервал эксплуатационной колонны за один рейс долота составила чуть более 50 м/ч.
С целью выявления полного ресурса двигателя при техническом обслуживании было принято решение не производить замену изношенных узлов. В итоге двигатель снова был отправлен в работу и успешно завершил бурение еще одной скважины.
В настоящее время на нашем предприятии разработаны и успешно прошли испытания новые турбины с переменным профилем лопаток в габарите 178 и 195 мм, в конце августа планируется изготовление первой партии новой низкоциркулятивной турбины ТВ2-240. Новые турбины в сочетании с подшипниками скольжения, армированными вставками PDC успешно применяются в высокооборотных турбобурах ТСШ-178Т и ТО-178Т, предназначенных для привода импрегнированных долот при бурении крепких пород. Использование новой турбины ТВ2-240 позволит повысить эффективность работы турбобуров-отклонителей ТО3-240БИ, а также модернизированных редукторных турбобуров ТРО-240М при бурении верхних интервалов скважин.
 
- Есть ли у вас планы  по  выходу на зарубежные рынки?
 
Д.Хлебников: Специалисты компании активно вовлечены в продвижении нашей продукции на рынках Индии и Китая – геологическая особенность данных регионов позволяет использовать ограниченный набор бурового инструмента, при этом турбобур нашего производства с использованием импрегнированного долота показал отличные результаты работы в данных регионах.
 
- Как Вы оцениваете перспективы рынка по производству бурового инструмента в России? Способны ли конкурировать  отечественные предприятия и их продукция с ведущими зарубежными производителями?
 
Д.Хлебников: В 80-90-х годах прошлого столетия отечественное машиностроение значительно отстало по уровню технического оснащения от ведущих мировых производителей, равно как и была прервана цепочка преемственности поколений технических специалистов. Тем не менее, в последние десятилетия наблюдается тенденция возрождения многих производственных предприятий в различных секторах, в том числе и в производстве бурового инструмента.
С приходом рыночной экономики сформировалась особая конъюнктура рынка, которая обуславливает вектор развития в данной области. Присутствие всех крупных мировых производителей бурового оборудования на рынке России, а также близость Китая, делает конкурентную среду достаточно жесткой. В такой ситуации предприятию архиважно реализовывать стратегию технического совершенствования и инноваций наряду с применением современных методик управления предприятием (таких как, например, «Бережливое Производство») для оптимизации показателей эффективности предприятия. Это привлекает инвесторов и дает импульс к развитию.