«    2015    »
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь




31 января 2008

Всему свое время

Валерий Эпштейн Директор по инжинирингу и развитию сервиса, ЗАО "Уралмаш - Буровое оборудование" (Группа Компаний "Интегра")
В декабре 2007 - январе 2008 годов на базе производственных, инжиниринговых и сбытовых подразделений дирекции по сервису ЗАО "Уралмаш - Буровое оборудование" (Группа Компаний "Интегра") создается самостоятельное сервисное предприятие "Интегра-Машсервис". При этом основная цель консолидации сервисных активов заключается в оптимизации производственных процессов и формировании на базе разрозненных предприятий мощной централизованной сервисной структуры, способной на должном квалифицированном уровне оказывать как продуктовый, так и региональный сервис. Безусловных преимуществ у новой сервисной компании на все еще относительно новом для "Интегры" рынке довольно много: это и упрощенный доступ к оригинальной документации и комплектующим, и возможности использования заводских технологий и стендов, и, наконец, поддержка всей Группы. Есть и сложности, которых можно ожидать с выходом "Интегры-Машсервиса" в регионы, давно освоенные местными сервисными компаниями. Тем не менее, рынок бурового оборудования и его сервиса сейчас переживает небывалый подъем, который в сочетании с названными преимуществами и уже достигнутыми результатами позволяет с оптимизмом смотреть в будущее машиностроительного сервиса компании.
Парк работающего сегодня на российском рынке бурового оборудования можно разделить на две категории, каждая из которых составляет основу для отдельного направления сервисного бизнеса. Во-первых, это буровые установки, на протяжении длительного времени использующиеся в работе. Для них уже сформирован определенный портфель сервисных услуг, который включает освидетельствование, диагностику, проведение капремонта, восстановление, модернизацию и переоснащение установки.
Ко второй, постоянно расширяющейся категории, относятся современные буровые установки, отличающиеся иной спецификой обслуживания. Поскольку установки оснащены современным электронным оборудованием, при работе с ними очень важны такие составляющие, как мониторинг состояния механики и приводов, гарантийные и текущие ремонты, первичная и повторная наладка оборудования. Эти работы должны проводиться персоналом, имеющим соответствующий уровень подготовки.
Здесь же следует отметить, что специфика сервиса второй категории оборудования дополняется также и особенностями обеспечения техники запасными частями, т.к. многие из усовершенствованных деталей и узлов не применялись в производстве буровых установок старого образца. Так, ряд новых перспективных буровых установок изготавливается с использованием модульного принципа: модули буровых насосов, циркуляционной системы и других важных узлов и агрегатов скомпонованы таким образом, что обеспечивают высокую скорость монтажа, могут легко демонтироваться и перевозиться с точки на точку бурения.
Направления сервиса

К настоящему моменту в компании "Уралмаш - Буровое оборудование" (УрБО) сформировались четыре направления по оказанию сервисных услуг: экспертиза промышленной безопасности и диагностика бурового оборудования, капитальные ремонты, модернизация буровых установок и их комплексное обслуживание непосредственно на местах эксплуатации. В свою очередь, все перечисленные направления можно разложить на несколько пакетов услуг.

В области экспертизы и диагностики, помимо традиционно востребованных услуг в области оценки остаточного ресурса буровой установки и продления срока ее эксплуатации, развивается такое важное направление, как полное обследование буровых установок. Причем речь здесь идет не о профилактике, и даже не о ремонте, а о восстановлении старых машин, которые находятся, зачастую, в неработоспособном состоянии. Подобных буровых установок в России много, и потребность в их восстановлении и повторном вводе в эксплуатацию сегодня достаточно велика. Данные установки требуют тщательного и качественного обследования, доукомплектования и доведения до соответствия существующим нормам и правилам безопасности.
Капитальные ремонты основных узлов бурового оборудования требуют от ремонтных подразделений высокой квалификации и наличия соответствующей материально-технической базы. К слову, некоторые ремонтные компании сводят процесс капремонта к банальной замене вышедших из строя элементов. В идеале сервисные подразделения должны использовать в работе заводские технологии и заводские стенды. К примеру, УрБО, предоставляя услуги по капремонту оборудования, выполняет и его приемку в соответствии с заводскими требованиями. Таким образом, задача ремонтников - полностью восстановить оборудование до исходного состояния.
Модернизация установок, также весьма востребованная на отечественном сервисном рынке услуга. Как известно, значительное количество функционирующих буровых установок сегодня имеют преклонный возраст (свыше 20 лет). Этот парк требует, в первую очередь, переоснащения и приведения в соответствие с современными требованиями. Например, в рамках модернизации "ЗД-86" можно повысить грузоподъемность установки, заменить элементы талевой системы, лебедки и привода и, по сути дела, получить новую буровую установку.
Одним из наиболее распространенных видов модернизации является оснащение установки системой верхнего привода. Верхний привод может быть установлен фактически на любую буровую установку. Причем, это относится как к кустовым, так и к традиционным буровым установкам с вышками башенного типа.
Переоснащение стационарных машин на кустовое бурение также является весьма популярной сервисной услугой. В настоящее время специалисты сервисной службы "Уралмаш - Буровое оборудование" работают над проектом по переоснащению румынской буровой установки "F-400" под кустовой способ бурения. Аналогичный комплекс работ может быть выполнен применительно к любой машине, в том числе зарубежного производства.
Наконец, всю совокупность направлений технического сервиса принято делить на две основные составляющие - продуктовую и региональную (см. "Структура технического сервиса"). В данном случае наибольший интерес представляет именно региональное, в целом новое для Группы направление.
Региональный сервис

Региональная составляющая сервиса подразумевает оказание целой гаммы услуг, включая обслуживание механического, энергетического и электрического оборудования, обслуживание парокотельных установок и спецтехники. Сюда же входят и осуществление пуско-наладочных работ, услуги по изготовлению небольших изделий с использованием мощностей региональных центров.

Говоря о перспективах развития регионального сервиса, стоит отметить, что в связи с истощением основных месторождений Западной Сибири акцент буровых работ переносится в новые регионы, в частности в Северо-Западный регион (Тимано-Печорская НГП). Ямал, Красноярский край и Якутию. Соответственно, туда же будет перемещаться и сервис. С точки зрения освоения рынка сервисными компаниями существует следующий аспект: в традиционных добывающих регионах у буровых компаний имеются прочные связи с местными сервисными подразделениями и вклиниться в устоявшийся местный рынок сервисному предприятию со стороны будет очень не просто. К тому же подобное "вторжение" - не самый продуманный ход в плане эффективности и прибыльности.

В силу этих причин УрБО придерживается стратегии точечного укрепления своих сервисных позиций. Организация сервисов планируется, в первую очередь, в тех регионах, куда поставляется техника производства компании. Именно по этому пути шла компания, создавая "Оренбургтехсервис" в Бузулуке и Уренгойский региональный сервисный центр. Что же до планов на ближайшую перспективу, то здесь стоит говорить о выходе на Ямал, Ванкор и Усинск, а также об освоении Тимано-Печорского региона.
Создание сервисной компании

Несмотря на то, что сервисное направление компании "Уралмаш - Буровое оборудование" было создано относительно недавно (в апреле 2006 года), основные этапы создания сервисной службы можно отследить уже сегодня. Так, планомерные капитальные ремонты, реализуемые на основных производственных мощностях, начались уже в мае 2006 года. Следующим шагом стало создание специализированной конструкторской службы, которая действует автономно от основного конструкторского коллектива. Далее, для того чтобы освободить основные производственные мощности, была приобретена специальная производственная площадка, предназначенная непосредственно для проведения капитального ремонта. В начале 2007 года было создано подразделение по экспертизе промышленной безопасности и диагностике. И, наконец, в июне приступил к работе Новоуренгойский региональный центр, основанный в 2006 году. Появились первые контракты, первые объемы работ.
Логическим продолжением начатого процесса стало принятие решения о выводе структур, связанных с сервисом бурового оборудования, в самостоятельные предприятия в рамках ГК "Интегра". В настоящее время все формальности, связанные с формированием такого предприятия, находятся в завершающей стадии, и вскоре будет образовано новое юридическое лицо под названием "Интегра-МашСервис". С формированием новой структуры компания связывает определенные надежды по существенному сокращению не только сроков реализации основных бизнес-процессов, но и всех производственных циклов: капитального ремонта, модернизации, экспертизы и так далее. Прежде всего, планируемая реструктуризация должна положительно повлиять на качество и оперативность капитальных ремонтов. Структура выполнения ремонта будет максимально прозрачна для заказчика. В обязательном порядке будут согласовываться все позиции, требующие восстановления или замены вышедших из строя узлов. В этой связи, помимо надежд, возлагаемых на реструктуризацию сервисных активов, в рамках компании проводится работа по внедрению современных методик технической диагностики, в частности, методики вибродиагностики бурового оборудования. То же самое можно сказать и по поводу комплексного обслуживания, которое компания стремится развивать в новых центрах добычи углеводородов.