«    2015    »
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь




30 сентября 2007

Интегра: перегруппировка на марше


До недавнего времени, если такой термин вообще применим в отношении столь молодой компании, стратегия развития ГК "Интегра" в целом и по отдельным направлениям ее деятельности вырисовывалась не вполне четко. Помноженная на темпы роста компании, такая ситуация заставляла некоторых экспертов рынка сомневаться в ее среднесрочных перспективах даже на фоне весьма успешного IPO. В конце лета текущего года компания предприняла ряд усилий для того, чтобы сделать свои наработки в стратегической области достоянием гласности. Безусловно, не все вопросы на сегодня сняты, но многие контуры начали прорисовываться вполне отчетливо. Прежде всего, это относится к машиностроительному и буровому блокам. Те крупные мазки картины, которые были представлены "Интегрой" досужей отраслевой общественности, вполне коррелируют с наблюдаемыми тенденциями развития нефтесервисного рынка. С одной стороны, это концентрация машиностроения на узкой, но полностью упакованной и дополненной сервисом производственной линейке. С другой, - вывод сопутствующих сервисов из состава "Интегра-Бурение" с превращением последней в "станочную" буровую компанию и переводом ее на суточные ставки, внедрение системы внутреннего заказчика и т.д. Все, как по учебнику. Однако подводными камнями для компании могут стать проблемы с персоналом и внутренней координацией, а в перспективе и утрата почти монопольного положения в ряде сегментов. Нынешний бурный рост компании может в дальнейшем поставить перед ее менеджментом крайне непростую задачу. Но об этом можно будет судить лишь по прошествии времени.

Машиностроительный блок ГК "Интегра" включает в себя четыре производственные площадки: "Концерн "Стромнефтемаш" в Костроме, завод "Уралмаш - Буровое оборудование" (УрБо) в Екатеринбурге, "Тюменский филиал УрБо" (ранее известный как " Тюменский судостроительный завод") и "Оренбургтехсервис" в Бузулуке.

До недавнего времени, пребывая в положении разной степени плачевности, каждое из этих предприятий вело самостоятельную маркетинговую и производственную политику. К настоящему моменту стало окончательно очевидно, что менеджмент "Интегры" принял решение объединить их вокруг наиболее успешного в силу масштабов и монополизма УрБо.
Машиностроительная консолидация

Такая политика может повысить шансы "подтянутых" к УрБо предприятий за счет "упаковки" производимых ими комплектующих в поставку буровых, одновременно избавив УрБо от необходимости обращаться за комплектующими к внешним производителям. В частности, об этом говорит подписанный в мае 2007 года контракт между ГК "Интегра" и ООО "Газкомплектимпекс" (входящим в ОАО "Газпром") на поставку 11 буровых установок, в девяти из которых в комплекте будет присутствовать цементировочный комплекс производства "Стромнефтемаша".

В качестве еще одного преимущества такого подхода можно назвать возможность комплексных НИОКР Например, в результате совместной работы специалистов в области бурения Газпрома и "Интегры" к настоящему моменту разработана конструкция цементировочного комплекса в привязке к эшелону буровой. В сентябре пройдут его заводские испытания, после чего техника отправится на промышленные испытания.

Помимо цементировочных комплексов на "Стромнефтемаше" запланирован выпуск буровых насосов высокой мощности, которые в России пока не производятся, в дополнение к уже налаженному серийному производству менее мощных насосов. В скором времени компания планирует производить полный модельный ряд насосов по мощностям.

Впрочем, политика консолидации производства таит в себе и некоторые опасности. Во-первых, для успешной работы всей производственной цепочки необходимо более или менее равное распределение ресурсов, прежде всего человеческих. В то же время, судя по сведениям из разных источников в отдельных регионах присутствия машиностроительного блока "Интегры", вопрос кадров среднего и базового уровней стоит особенно остро. Это объективная трудность, в большей или меньшей степени затрагивающая всю промышленность. Причем то же самое относится и к сервисному направлению в машиностроении.

Ориентир на консолидацию несет в себе как положительные, так и отрицательные факторы для модернизационного сервиса - в целом нового для "УрБо" направления, развитие которого планируется, хотя пока официально не объявлялось. С одной стороны, есть плюсы с точки зрения возможностей инжиниринга. С другой стороны, относительным минусом можно считать принадлежность консультанта по модернизации к компании-производителю с точки зрения независимости рекомендаций. Однако в силу полной неразвитости комплексного модернизационного сервиса (см. "Модернизация буровых: кому нужен такой рынок?". НГВ 8 N2007) в России об этом факторе можно не сильно беспокоиться.

Наконец, для собственного бурового блока "Интегры" полная консолидация производства буровых станков с комплектующими в руках сестринского блока может обернуться обязательными, хотя и не всегда оптимальными приобретениями. Хотя на данный момент компания и планирует диверсифицировать парк буровых установок, разбавив его станками импортного производства.
С конкуренцией на горизонте

Сложно спорить с тем, что в дальнейшем рынок буровых установок будет расти: налицо массовое старение оборудования и порождаемый этой тенденцией рост спроса. Другой, более сложный вопрос - на буровые станки какого типа можно ожидать наибольшего роста спроса и, соответственно, оценить перспективы "Интегры" в этом направлении?

По итогам первого полугодия 2007 года, в соответствии с объявленными Группой "Интегра" операционными показателями, количество буровых установок, находящихся в производстве, увеличилось в 3,4 раза - до 22 БУ. С другой стороны, наблюдаемое в течение последних 2-3 лет сужение спектра производимых машин может быть истолковано как попытка сосредоточить производственные мощности на выпуске наиболее востребованных буровых установок. Сегодня на УрБо производится три типа буровых станков (см. "Основные типы буровых станков производства УрБо") в соотношении: 80% - кустовые установки, 17% - стационарные и 3% - мобильные. Такой "микст" отражает современные потребности рынка, где спрос на кустовые установки является наиболее массовым, а позиции УрБо наиболее крепки.

Однако в скором времени, что на недавней пресс-конференции в Екатеринбурге признал первый вице-президент по производству ЗАО "Уралмаш-ВНИИБТ" Юрий Карпов, ситуация будет меняться: спрос на кустовые и стационарные установки пойдет на спад, а на этом фоне следует ожидать "взрывного" роста спроса на мобильные буровые установки (МБУ). Такой прогноз основан на закономерностях эволюции фонда скважин, в том числе - на средних сроках по их капитальному ремонту.

В связи с этим УрБо планирует наращивать выпуск МБУ и постепенно увеличивать свое присутствие в данном сегменте рынка, где конкуренция между производителями гораздо выше по сравнению с сегментом производства кустовых установок. Так, если крупнейших производителей кустовых установок всего два - УрБо и немецко-британский Bentec ( Abbot Group), то МБУ производят множество предприятий - не только российских ("Спецмаш", ВЗБТ. Кунгурский завод по производству МБУ), но и зарубежных, среди которых наиболее ощутимого конкурентного давления, видимо, следует ожидать со стороны китайских производителей. Причем, на наш взгляд, "китайский фактор", возможно, остается недооцененным.

Так, если всего 1-2 года назад китайские МБУ по техническим параметрам не соответствовали российским "природным" условиям (они исправно работали лишь при температуре не ниже -18 гр. С), то к настоящему моменту, по утверждению собеседников редакции, китайские производители, заинтересованные в поставках продукции на емкий российский рынок, полностью устранили данный недостаток.

Кроме того, важным конкурентным преимуществом китайских МБУ продолжает оставаться их относительно низкая стоимость, что делает станки еще более востребованными российским нефтесервисом по сравнению с установками УрБо. В частности, не исключено приобретение Няганьским филиалом "Интегра-Бурение" нескольких китайских МБУ уже в следующем году.

Конечно, выводы о возможном успехе или неуспехе УрБо в завоевании ниши по производству МБУ пока делать преждевременно. Воздержалось от оценки шансов УрБо и руководство, пообещав прокомментировать ситуацию через год.

Открытым также остался вопрос о возможности освоения производства на УрБо морских буровых установок. Долгое отсутствие потребности в установках этого класса для российских проектов привело к колоссальному отставанию российской промышленности в данном направлении. Сейчас ситуация со спросом имеет все шансы измениться. Для того чтобы начать освоение данного производства необходимы контракт с крупным заказчиком, привлечение проектных институтов для выполнения инженерной части проекта, и, конечно, значительный объем инвестиций. Но, по словам Ю.Карпова, объем инвестиций, необходимый для начала производства морских буровых платформ, можно будет определить лишь после того, как технический потенциал УрБо станет соответствовать этой масштабной задаче.
Буровая деионсолидация

Блок "Интегра-Бурение" был сформирован относительно недавно. В его состав вошли компании, различные по своей структуре, оснащенности и опыту - ПНБК (Ижевск). БК "Север" (Нягань), БК "Аргиллит" (Нижневартовск) и "Интегра-КРС" (Нягань). Осенью 2007 года к блоку планируется присоединить буровую компанию "Альянс", а к концу года - "Прикаспийбурнефть" со всеми ее подразделениями.

Помимо расширения блока будет проведена его существенная реструктуризация, причем, в определенной степени, в "противофазе" с блоком машиностроения. Так, из "Интегра-Бурение" будут выведены все сопутствующие бурению сервисы (транспорт, складское хозяйство, тампонажный сервис, цементировочный сервис, сопровождение наклонно-направленного бурения, вышкостроение, сервис буровых растворов и др.).

Иными словами, буровая компания будет поделена на несколько составляющих: основной ее частью станет "станочная" компания, обладающая основными средствами (станочным парком и кадрами). Ее центр будет переведен из Ижевска в Москву, а филиальная сеть будет охватывать Ижевск. Нягань, Усинск, Уренгой, Иркутск, а также Казахстан.

Можно предположить, что непрофильные сервисы будут "Интегрой" распроданы. Однако пока менеджмент компании отрицает наличие таких планов, указывая, скорее, на модель некого сервисного гипермаркета, составляющие которого смогут удовлетворять как внутренние потребности "Интегры", так и работать на внешних проектах.

Характерно, что подобные изменения должны, по плану руководства "Интегры". сопровождаться усилением роли, приобретенной на рубеже 2006-2007 годов, компании "Смит Продакшн Технолоджи" в качестве интегратора проектов (IPM). Причем как для внешних, так и для внутренних организационных целей. "Сервиснефтегаз" в одном из первых номеров текущего года уже указывал на целесообразность именно такого развития событий.

Ожидается, что такой подход к организации работы существенно повысит эффективность использования оборудования, уменьшит число простоев, аварий и ремонтов, сократит межремонтный период. Подобные ожидания основаны на опыте работы западных компаний, где такая схема доказала большую эффективность по сравнению с работой буровых компаний-конгломератов, состоящих из разнообразных направлений деятельности, зачастую лишь косвенно связанных с основным производством.

Буровые компании, где вспомогательное производство составляют до 40%, обычно проявляют себя как малоэффективные, непрозрачные и трудно контролируемые. Сегодня на российском рынке сервисных услуг подавляющее большинство заказчиков предпочитают, чтобы для них всю работу сделала одна сервисная компания. Но когда компания берет на себя все функции, происходит "рассредоточение" внимания, компания не может сконцентрироваться на каждом отдельно взятом виде работ, из-за чего снижается уровень качества работ.

После проведения преобразований при получении комплексного контракта "под ключ", группа "внутреннего заказчика" в лице "Смит Продакшн Технолоджи" будет нанимать "Интегра-Бурение" как станочную компанию в качестве бурового подрядчика на условиях дневной ставки. На сегодняшний день уже начат вывод автотранспорта из состава буровых подразделений. Сейчас это делается в Нягани, далее на очереди Ижевск и Усинск. Начинается выведение инженерно-технического персонала в группу "внутреннего заказчика".

Следующим этапом станет выведение из состава буровых компаний в отдельные предприятия технологических сервисов цементировочного направления, вышкомонтажа, наклонно-направленного сервиса и др. В этом виде компания, сориентированная на конкретный вид производства, на конкурентной основе будет оказывать услуги не только группе управления проектами, но и другим заказчикам. Тем самым компания планирует добиться как минимизации затрат на вспомогательное производство, так и максимальной эффективности его работы.

Также планируется изменить и подход к оплате буровиков. На Западе, как и в большинстве стран СНГ, уже давно внедрена международная система оплаты, при которой буровые компании работают на основании суточной или так называемой дневной ставки. Суть такой системы оплаты состоит в том, что при суточной ставке буровики отвечают только за свой станок и бригаду, а основным показателем является производительное время. При бурении же "под ключ" буровые компании отвечают за весь процесс работ по строительству скважины. Если случается серьезная авария на последнем пробуренном метре или в процессе заключительных работ, бригада теряет все. что было ранее заработано, поскольку несет ответственность за конечный продукт, за скважину в целом.

Такой подход, безусловно, снизит риски бурового блока, однако может и не повлиять на ситуацию "Интегры" в целом, если генподрядчиком по проекту будет ее собственный IPM. С другой стороны, разделение сервисов в любом случае делает компанию более прозрачной и управляемой, что системно облегчит задачу управления рисками.