«    2015    »
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь




04 июня 2007

Сервисная "фишка"

Стратегия "Интегры" с момента создания предусматривала выход на IPO.
 Компания изначально строилась и позиционировалась как публичная. Поэтому "специально" готовить ее к первичному размещению не пришлось. Начиная с первого дня мы закладывали определенный формат ведения бизнеса, обработки отчетности, принятия управленческих решений. Много внимания уделялось созданию одного из ключевых элементов публичной компании - системы корпоративного управления, поскольку ее всегда сложно перестраивать, если она изначально неправильно работает. Задолго до IPO были приглашены независимые директора, создан аудиторский комитет. Фактически компания была публичной с самого начала с той лишь разницей, что акции не торговались на открытой фондовой площадке. К середине 2006 года порядка 40-45% "Интегры" уже принадлежало инвестиционным фондам.
Согласно первоначальному плану, компания должна была выйти на IPO через четыре года после создания. Однако в процессе работы мы поняли, что сможем подготовиться быстрее. Более раннему размещению способствовала конъюнктура рынка. Поэтому сроки сократились приблизительно в два раза. Выбор площадки не был для нас долгим и мучительным. Фактически у LSE не оказалось альтернативы. Главной причиной явились юридические ограничения на некоторых биржах. Например, мы не смогли бы провести IPO в России, поскольку инвесторам предлагались акции Integra Group, владеющей всеми активами и зарегистрированной на Кайманах. Иностранные инвесторы предпочитают видеть кипрские или иные европейские холдинги, работающие в рамках европейского права и судебной системы. Но как только появится такая возможность, "Интегра" разместит RDR (российские депозитарные расписки). Что касается NYSE, то принятие акта Сарбейнса-Оксли усложнило юридические процедуры в США. В результате получается, что "цена вопроса" размещения не оправдывает плюсов, которые в итоге компания получает с точки зрения роста капитализации и диверсифицированности портфеля инвесторов. Мы подсчитали, что размещение в Нью-Йорке обошлось бы "Интегре" в $5-10 млн дополнительных затрат.
Мы тщательно проводили отбор андеррайтеров. Учитывая запланированный объем IPO, было решено привлечь сразу два банка с расчетом на здоровую конкуренцию между ними. Проводя тендер, мы в первую очередь искали банк, хорошо знакомый с российским рынком. По результатам "кастинга" был выбран "Ренессанс Капитал", с которым мы уже имели определенный опыт работы. Кроме того, мы понимали, что в ходе IPO "Интегре" потребуется экспертиза одного из ведущих мировых банков. Мы утвердили список из восьми организаций и создали собственную балльную систему оценки. По итогам серии встреч, на которых потенциальные партнеры представили свое видение IPO, каждому из них присваивалось определенное количество баллов по основным критериям: понимание банком нашего бизнеса, знание специфики российского рынка, квалификация и опыт команды. В результате на совете директоров был выбран банк Morgan Stanley. Выход на биржу требует колоссальных организационных усилий. В сжатые сроки нужно подготовить отчетность, написать проспект эмиссии, получить заключения аудиторов и юристов. Поэтому весь подготовительный процесс был разбит на несколько периодов, за каждый из которых назначены ответственные лица. В результате получилось почти 50 подпроцессов. Задержка одного из них хотя бы на день могла сорвать окончательную дату размещения - и тогда "сизифовым трудом" оказались бы наши многомесячные бессонные ночи, а средства - выброшенными на ветер. Для каждого из процессов мы оставили в запасе несколько дней - так называемый "резерв командования", но и его быстро израсходовали. Размещение акций прошло по верхней границе ценового диапазона - $16,75 за GDR, а книга заявок была переподписана примерно в 10 раз. За счет средств, привлеченных в ходе IPO, был частично погашен кредитный портфель ($240 из $557 млн), еще $190 млн мы инвестировали в капитальную программу строительства 2007 года. Оставшиеся средства предназначены для приобретения активов. Самые забавные события происходят в последние часы перед закрытием книги. При удачном IPO ты сразу становишься популярным человеком: все стремятся отвести в сторону, напомнить о себе, телефон звонит не переставая".